Главная / Дети / Детское чтение / Что в карманах у ребенка? Камешки и гвозди — для психологического здоровья.

Что в карманах у ребенка? Камешки и гвозди — для психологического здоровья.


— У сына под подушкой целый склад мусора. Я выбрасываю, а он снова тащит в гнездо всякую ерунду — гвоздь, желудь, скрепку.
— Это же магические предметы. Выбрасывая их, вы лишаете его силы, защиты и уверенности в себе.

Простые ощущения от предметов очень важны для ребенка. Он борется за источники сенсорной стимуляции. Мы мало знаем, как простые сенсорные реакции восполняют энергетический запас ребенка и повышают его витальность (жизнеспособность).

Дети занимаются бесполезными вещами с точки зрения взрослых: гуляют, спят-едят, играют, ползают, бегают… Родители пытаются придать смысл раннему детству, научить ребенка каким-нибудь фундаментальным навыкам, которые точно пригодятся во взрослой жизни: чтению, счету, письму.

Однако сто лет назад элементарная грамотность действительно гарантировала статус и более высокий уровень жизни. Сегодня — нет. Главными, сверхценными качествами становятся те, которые оказались в дефиците уже в начале XXI века. Самым важным из них психологи считают способность адаптироваться к быстрым переменам в жизни, жизнеспособность.

Помимо воли к победе, помимо воспитания и образования человеку нужна именно высокая витальность, потому что тот образ жизни и стандарты, которые предлагает общество, требуют огромных сил. Человеку нужна уверенная адаптивность, потому что мир меняется быстрее, чем сменяются поколения. И именно у детей мы можем научиться восполнять энергетические запасы!


Познание мира — не только с помощью зрения

Мы переоцениваем роль визуальных стимулов. Нагрузка на зрение у современных детей чрезмерно высока. Дети растут перед экранами телевизоров, мониторами компьютеров и прочих гаджетов. Миф о том, что девяносто процентов информации человек получает благодаря зрению, дает нам плохую подсказку о том, как соотноситься с реальностью.

Если следовать этому мифу, то мы должны оставаться пассивными наблюдателями. Если визуальная информация — это почти все, что нужно человеку, то он — глупое бессмысленное озеро, которое пялится в небо! Или ослик Иа, который, не отрываясь, смотрит на свое отображение в пруду. Зрение отражает, но далеко не исчерпывает жизнь.

Главным источником сенсорной радости является вода. Почему мы стремимся к воде, почему не можем оторвать от нее глаз, а отдых планируем у водоемов, на море, а еще лучше у океана?

Психологические иллюзии воды еще не изучены. Может, это физиологическая память возвращает нас в лоно матери, первородную стихию в буквальном смысле слова? Девять месяцев абсолютного счастья, о которых забыли даже выдающиеся психологи. Все психологические классификации развития человека начинаются с рождения, со зримого, а не осязаемого периода. Мы недооцениваем историю своих тактильных переживаний, а вместе с нею и роль простых ощущений в жизни ребенка.

Наши отношения с миром пропитаны тактильными переживаниями. Взять, к примеру, украшения. Обычно к ним приятно прикасаться. Они доставляют не только эстетическое (визуальное), но сенсорное, тактильное удовольствие. Бусы или четки приятно перебирать, колечко приятно крутить на пальчике, сережку поправлять в ушке.

Магия мелких предметов, с точки зрения ребенка, состоит в том, что их легко можно спрятать в ладошку, кармашек и тайно от других ощупывать, перебирать.

Среди магических предметов, гладких на ощупь, с блестящими бочками, могут попадаться желуди, рябиновые ягодки, арбузные семена. У меня в детстве был большой ящик с игрушками. Чаще всего я доставала из него маленького, с мизинчик, дятла, коричневую, гладкую фигурку. Его было так приятно гладить по голове и рассматривать. В этом, думаю, магия нэцке, вырезанных из кости, камня или дерева фигурок, популярных в Японии. Их прямо-таки рекомендуется тереть пальцами, от чего они нагреваются, делая тактильные ощущения еще более приятными.

Как обеспечить ребенку богатый сенсорный опыт

Сегодня, когда дети мегаполисов живут в комфортабельных домах, приходится напоминать родителям о бедной сенсорной среде и необходимости восполнять этот дефицит. Если условный энергетический резервуар пуст, ребенок теряет интерес к жизни, становится вялым, апатичным, раздражительным. Точно так же и мы чувствуем себя в состоянии сенсорно-эмоционального голода, когда перегружены работой, но давно не были в отпуске, на природе, на даче.

Все сенсорные системы ребенка должны быть включены и тренированы: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Добавьте сюда кинестетический кайф, радость движения и другие физиологические радости, которым мы еще, представьте себе, не придумали названия, потому что телесность в нашей стране аскетических идеалов описывается грубо и даже брезгливо.

Мы воспринимаем предметный мир благодаря целостности восприятия. Психологи уже доказали роль осязания в формировании целостности предметов. Прежде чем рассмотреть что-либо в деталях, ребенок берет предмет в руки, а потом, если возраст того требует, тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. Осязание, вкусовые ощущения, обоняние опережают зрительное восприятие, ближний круг предметного мира важней, чем все, что происходит дальше вытянутой руки ребенка.

Ребенок нуждается в положительном (а не в каком попало!) сенсорном опыте. Богатство сенсорного опыта определяет, будет ребенка переполнять энергия или, наоборот, он будет вялым и пассивным. Внутри ребенка как будто бы находится энергетический сосуд, который становится пустым, если сенсорная стимуляция иссякает, и переполняется, если Ребенок много гуляет, играет с водой и песком, пробует ягоды, обнимает собаку, моет пол вместе с мамой, раскатывает тесто вместе с бабушкой, катается на велосипеде вместе с дедушкой.

Дети учат нас, как именно восполнять дефицит энергии. Мне кажется, каждому из нас дается счастливое детство, чтобы заправить баллоны с энергией, перед тем как отправиться в дальнее путешествие.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

de270b561c1c8bd9a262c837a45f2a8a

Города и их жители в детских книгах: сказки, путеводители, панорамы. Природа и окружающий мир

Урбанистическая тематика давно укрепила позиции в литературном мире. Попадая на страницы произведений, города необратимо меняются, поддаются изобретательной ...

Добавить комментарий