Главная / Досуг и хобби / Праздники / Рождественский вертеп своими руками: куклы и сценарий на Рождество. Рождество

Рождественский вертеп своими руками: куклы и сценарий на Рождество. Рождество

Содержание:

  • Рождественский вертеп своими руками
  • Вертеп: сценарий для детей
  • Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)
  • Вертеп: как сделать кукол своими руками

Рождественский вертеп своими руками


Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого праздника… В нашей Детской — мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный руководитель бродячего кукольного театра «Вертеп».

Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете — театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний — кукольный вертеп!


Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием… Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу… Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают — и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!

Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до Крещения по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.

Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями — и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов — может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.


Классический двухэтажный вертеп
1 — Святое семейство.
2 — Люки для вывода кукол на сцену.
3 — Место для светильников.
4 — Щели для ведения кукол.
5 — Кулисы.
6 — Маленькие отверстия в заднике для глаз кукловода.
7 — Полое пространство под сценой для руки, держащей куклу.
8 — Ирод на троне.
9 — Смерть и Черт.
10 — Вифлеемская звезда.

Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества — картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах — люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе — справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) — рай, внизу (слева) — ад. Никогда живущие в раю — Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы — не переходят вниз; никогда жители ада — черт, смерть, царь Ирод, его войско — не поднимутся наверх.

Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно — и нужно! — играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.

Вертеп: сценарий для детей

  • Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, — в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
  • Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем — убить всех мальчиков, «сущих первенцев». «Ходили мы в Вифлеем, — отвечают воины, — избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить».
  • Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит «избить» и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас!.. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: «Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!».

    Все уходят.


    Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. «Пора тебе, Ирод, сойти в ад!» — восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота…

    Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..

    Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

    Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)

    Явление 1

    Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.

    Ангел. Дево днесь пресущественного рождает,
    И земля вертеп к непреступному приносит,
    Ангелы же с пастырями славословят,
    Волствии же со звездою путешествуют,
    Нам бо ради родися,
    Отроча млада, предвечный Бог.

    Ангел поклоняется и уходит.

    Явление 2

    Выход трех царей.

    Цари. Шедше трие цари
    Ко Христу со дары,
    Ирод им предвластен,
    Куда идут, спросити.
    Идем к Рожденному,
    Идем поклониться.
    Идем поклониться,
    Пред Царем явиться,
    Аще поклонюся,
    Пред Царем смирюся,
    Где Христос родися,
    Там звезда явися;
    Звезда грянет чудно
    С востока до полудня.

    Голос из-за сцены. Ангел им являет, На путь наставляет.

    Явление 3

    Выходит к ним Ангел.

    Ангел. Идите иным путем,
    К Ироду не ходите:
    Ирод смущает,
    Волхвов созывает,
    Младенцев избивает.

    Цари. Шедше трие цари
    Во свои во страны,
    Христа славословят,
    Чая в небе быти,
    На веки хвалити.

    Цари и Ангел уходят.

    Явление 4

    Выходит царь Ирод, садится на царский трон.

    Ирод. Аз есмь царь,
    Кто может мя снидь?
    Пошлю своя воины
    В страны вифлеемския
    Избить младенцев,
    Сущих первенцев.

    (Встает на троне с громким говором.)

    Воины мои, воины,
    Воины вооруженные,
    Встаньте предо мной.

    Явление 5

    Воины входят и становятся перед царским троном.

    Воины. Почто, царю, нас призываете,
    Что творить повелеваете?

    Ирод. Подите в страны вифлеемские,
    Избейте всех младенцев,
    Сущих первенцев.

    Воины. Ваше царское величество,
    Ходили мы в вифлеемские страны,
    Избивали всех младенцев,
    Сущих первенцев.
    Одна госпожа Рахиль
    Не дает своего чада убить,
    А хочет идти

    К вашей милости просить.

    Ирод. Кто она такова?
    Привести ее сюда!

    Воины. Идем и приведем!

    Воины уходят.

    Явление 6

    Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.

    Рахиль. О, царю,
    Великий государю!
    Помилуйте мое чадо-отрочате,
    Чтобы не было чего на том свете отвечати!

    Ирод. Воин, возьми его и убей,
    Чтобы не было более душе и телу скорбей.

    Рахиль. Царь, помилуй мое чадо!

    Ирод. Воин, возьми и убей его!

    Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.

    Рахиль. Ах, увы! Ах, увы!
    В горести, печали!
    Ах, увы! Ах, увы!
    В горести, печали!
    Вижу младенца прободенную утробу
    И предаюся гробу.

    Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.

    Явление 7

    К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.

    Ангел. Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
    Увидишь свое чадо
    У Царя Небесного в руцех.
    Маленькое чадо
    В рае будет радо!

    Явление 8

    В дверь входит Смерть.

    Смерть. Полно тебе, Ирод,
    Проклятый, безумный,
    На сем свете жить.
    Пора тебе, Ирод,
    Во ад снить!

    Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.

    Черт. О, проклятый Ироде,
    За твоя превеликия злости
    Поберу тя в преисподнюю бездну…

    Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).

    Явление 9

    Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.

    Пастушок. Нова радость стала,
    Яко в небе хвала,
    Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
    Пастушки идут с ягнятком,
    Пред малым Дитятком
    На колени упадали,
    Христа прославляли:
    «Молим, просим, Христе-Царю,
    Небесный Государю,
    Даруй лето счастливое
    Сему Господарю».

    Вертеп: как сделать кукол своими руками


    Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

    Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.


    Тщательность проработки деталей куклы — лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма — зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол — без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

    Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным — по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

    Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину — из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

  • Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова — она надевается на штырь, а когда ее «срубают», висит на красной нитке. Ирод должен по возможности иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут быть спрятаны под одеждой.
  • Ангел. Его украшают серебряной и золотой бумагой. В руках он может иметь цветущую ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.
  • Три Царя, Волхвы. Куклы очень условные, все трое крепятся на одном пруте, драпируются различными тканями. Выходят либо единожды — вначале, либо дважды — вначале и в конце — на поклон Младенцу.
  • Пастух. Кукла может изображать или очень молодого пастушка, или глубокого старика; пастух со своими овцами приходит на поклон к младенцу Христу. Овечки, обычно две — белая и черная, прикрепляются к пастуху.
  • Рахиль с младенцем. Может быть одета в некий обобщенный женский наряд, иногда с элементами национального костюма. На Украине Рахиль иногда одевали в национальный украинский костюм. Рахиль — мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца, которого из ее рук можно вынуть. Рахиль появляется лишь во второй сцене.

  • Воин. Одна или две куклы. (Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но если воин один — это вполне приемлемая театральная условность.) Воины — очень красочные куклы, здесь воображению можно дать волю: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники, и прочее, и прочее. Один из воинов должен обязательно держать в руках пику, которой он убивает младенца. Воины выходят дважды в одной и той же сцене — сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.
  • Смерть. Обычно в виде скелета, иногда одетого в хламиду. Смерть держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к кукле неподвижно, то это движение — главное в сцене — выполняется всем телом. Смерть, резко наклонившись, бьет косою Ирода так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красной нитке. Смерть появляется в действе только один раз.
  • Черт. Изображение черта часто встречается на иконах: ликом черен, с огненно-красной пастью. Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. «Уносит» условно — достаточно прижать кукол друг к другу. Сцена с Чертом может проходить на фоне декорации ада.
  • Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

    Источник: 7ya.ru

    Смотрите также

    c8cad0ef7ceff279240c7041c7fccca0

    Детский праздник: цирк своими руками. Поделки, игры, конкурсы для детей.

    Приглашаем вас в цирковой балаган! У нас будет не современный цирк, а шапито. Такой, как раньше, когда артисты ездили ...

    Добавить комментарий